5 декабря, прошла онлайн-встреча с адвокатом, психологом и медиатором Сергеем Юрьевичем Макаровым на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ». Организатор мероприятия : Деловая экосистема «Созидатели».
Как и кому передавать дела, докладчик предложил взвешивать свои планы тщательно. На что важно ставить акцент наследодателю. Какое из слов в предложении выбирать основным. Передать БИЗНЕС наследникам или передать бизнес НАСЛЕДНИКАМ.
Согласно исследованию Ю.С. Мурзиной существуют подгруппы предпринимателей относительно своих взглядов на наследственное планирование:
Основатели династий
Возможные начинатели
Единоличники
Бесприемственники
Коротко можно так охарактеризовать эти группы. Первые имеют семейный бизнес и планируют его передавать внутри семьи. Вторые, это предприниматели, у которых пока нет полностью семейного бизнеса. Чаще начинали и продолжают вести бизнес как совладельцы. С учётом партнёрства принимают все дела и хотели бы передать по наследству свои доли. Есть установка на передачу бизнеса. Третьи либо не хотят либо боятся передавать бизнес.
Плюс ещё серьёзные межпоколенческие особенности в системе ценностей современных бизнес-династий. Дети взрослеют очень быстро и они значительно опережают родителей.
Кризис интересов в семье и проблемы с доверием подчёркивает в своих исследованиях и Центр управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО. Максимально снижено доверие не только в процессе наследования, а и во время управления бизнесом, когда наследодатель жив. Поддержала выводы Центра и кандидат социологических наук Южного федерального университета Юлия Сергеевна Панфилова.
Как можно преодолеть сложившееся недоверие:
🟠 Привлекать потомков к своему делу. Даже если они прошли подготовку в других странах, всё равно вовлекать бизнес-деятельность. 🟠 Разговаривать с потенциальными наследниками, рассказывать о намерениях. Конечно, если подобные разговоры не будут угрозой жизни для основателей бизнес-династии. 🟠 Иногда собственники видят в своих родственниках, которые уже задействованы в бизнесе, «нахлебников». Это подтачивает бизнес. 🟠 Важно, чтобы грядущие поколения знали, что от них нужно, чтобы управлять бизнесом. Чтобы не было обид и ложных представлений у наследников.
Обо всех этих деталях переговорили с Сергеем Юрьевичем Макаровым, видео можно посмотреть по ссылке .